|
|
Марсель Шарифуллин
Особенности малого офсета
УЧИТЕЛЬ, НАУЧИ УЧЕНИКА, ЧТОБ БЫЛО У КОГО УЧИТЬСЯ. Как
"маленький" офсет вырос, окреп и дал бой
"большому"
Часть вторая
Особенности малого офсета
В
первой части статьи, вышедшей в предыдущем номере журнала, шла речь о процессе
становления малоформатного оборудования. О том, как маленькие качественные
машины, которых многие профессионалы вначале воспринимали лишь как баловство
конструкторов, сумели не только доказать свое право на существование, но и
вытеснили крупноформатное оборудование с заказов, которые традиционно считались
их прерогативой. Эти машины не только решали существовавшие на тот момент
полиграфические задачи, но и рождали для себя новые области применения,
стимулировали спрос на новую продукцию. Если внимательно проследить развитие
полиграфического машиностроения и возникновение новых моделей печатного
оборудования за последние три десятилетия, то можно отметить, что наступление
малоформатного оборудования было столь масштабным, что с середины 1990-тых годов
оно просто переросло в бум. В статье также было освещено сегодняшнее состояние
дел в области малоформатного оборудования. Названы все основные модели печатных
машин, описано техническое устройство и отличительные признаки основных классов
малоформатного оборудования. Здесь же мы, в продолжении этой темы, будем
говорить о малоформатном оборудовании в сравнение с более крупными их
"коллегами".
Заранее
хочется оговорить, что, конечно, нельзя сравнивать разное оборудование между
собой прямо "в лоб", опираясь только на их технические характеристики. Большие и
маленькие офсетные машины - это, можно сказать, два мира, которые сосуществуют
рядом, местами совсем не замечая друг друга, а местами, наоборот, серьезно
вторгаясь на сопредельные территории. Сопоставляя малые машины с традиционным
большим офсетом, можно сказать одно - они ДРУГИЕ. Построены на совсем другой
идеологии, на разных концепциях. Малоформатные машины (впрочем, также как и
крупноформатные) сделаны не только для того, чтобы быть экономичнее,
качественнее конкурентов, они необходимы для решения конкретных практических
задач оптимальным образом, для выполнения реальных заказов, которые приносят
клиенты в типографии и печатные салоны. Жизнь не стоит на месте, и с течением
времени меняются не только требования к качеству и срокам исполнения заказов,
становятся другими даже виды полиграфической продукции. Все это ведет к тому,
что некоторые виды оборудования, ранее прекрасно решавшие все задачи,
оказываются вдруг нерентабельными на новых заказах. В тоже время машины, на
которые раньше никто не возлагал серьезных надежд, становятся вдруг основными
"кормильцами" предприятия. В сложившихся условиях, перед руководством
предприятий стоит задача отслеживать новые тенденции в полиграфической отрасли и
делать упреждающие шаги, для того, чтобы изменившийся спрос заказчиков или
появление конкурента с новым оборудованием не смогли повредить бизнесу.
Известно, что сфера применения малого офсета, начавшаяся с низкокачественных
малотиражных работ, на сегодняшний день так расширилась, что уже включает в себя
почти все встречающиеся в полиграфии работы любого качества и тиражности.
(Сноска. Исключениями, пожалуй, являются лишь печать плакатов или упаковки
большого формата и книжных 8- или 16-ти полосных тетрадей, которая физически не
может быть реализованы на этих машинах.) И все же несмотря на то, что большие и
малые машины решают одинаковые задачи, они делают это по разному. Сам печатный
процесс с использованием больших и малых машин серьезно отличается друг от
друга. Различия касаются окружения печатного оборудования (формного, финишного
участков), технологии работы, организации производства, снабжения типографии
материалами и полуфабрикатами, вывоза готовой продукции и складирования,
количества и состава персонала, самого подхода к решению задачи. Именно об этих
особенностях малого офсета и будет рассказывать статья.
Мы
понимаем, что часто неосознанной ошибкой тех, кто ранее пытался сопоставлять
малые и крупные машины, или принимал участие в выборе оборудования для себя,
являлась их внутренняя предрасположенность к тому или иному классу оборудования.
С другой стороны, найти совсем независимого эксперта практически невозможно.
Причина даже не в его компетентности или честности, зачастую на его
приверженности влияет полученное образование и опыт практической работы. Если
специалиста несколько лет обучали на примере устройства больших типовых печатных
машин, а затем он проходил практику или работал в типографиях, где они были
установленные, разумеется он, даже зная об объективных недостатках машин,
вероятнее всего будет отстаивать крупноформатное оборудование. А если, наоборот,
он не имея изначально профессионального полиграфического образования сразу
столкнулся в практической деятельности с современными маленькими машинами и
работал или обслуживал оперативные печатные салоны, то его сложно будет убедить
в привлекательности больших машин. Здесь мы попытаемся, насколько получиться,
взглянуть на эти машины, (точнее, комплексы на их основе) сверху, более
глобально. Но, учитывая, что автор статьи имел больше дела с малоформатным
оборудованием (только за последние пять лет участвовал в запусках и обслуживании
более сотни единиц оборудования), чем с большими машинами и для себя уже
расставил приоритеты, он не берет на себя роль третейского судьи и будет больше
говорить о том, что знает.
Свой
рассказ начнем с составляющих полиграфического комплекса на базе малоформатной
печатной машины.
Для
работы малоформатных машин достаточно узких ФНА с шириной пленки 330-340 мм. На
сегодняшний день предложений в этом формате более чем достаточно. Причем, можно
выбрать как дешевые по цене рулонные аппараты Ultre, ECRM, AGFA Accuset, Fuji,
так и более качественные барабанные ФНА: AGFA Avantra, Scitex Dolev. Эти
устройства, в отличие от больших по формату собратьев, обладают весьма
привлекательной ценой при своих очень высоких технических характеристиках. Из-за
насыщением рынка рекламными агентствами и полиграфическими предприятиями
(особенно ярко это выражено в Москве и других крупных городах), головной болью
владельцев ФНА является их загрузка. При существующем уровне цен на вывод пленок
и себестоимости этой продукции, рентабельность фотонаборных аппаратов
становиться настолько низкой, что срок окупаемости большеформатных моделей может
растянуться на долго. В этом плане малоформатные выводные устройства выглядят
предпочтительнее, так как кроме меньшей стоимости самого устройства, его легче
плотнее загрузить работой. Можно выводить на них как большое количество
оперативных малоформатных заказов, так и реже встречающиеся большеформатные
полосы с
последующим монтажом для своих и сторонних печатных машин, если печатаемое
изображение делиться на меньшие части (например, использовать для газет или
журналов вывод по полосам). Меньший формат выводимой пленки предрасполагает
большее их количество при равном числе заказов у типографии. Тем самым
устройство будет занято больше по времени и коэффициент его полезного действия
будет выше.
Меньшие
емкости баков процессоров для проявки позволяют осуществить автоматическую
регенерацию не только проявителя и закрепителя, но и рециркуляцию воды,
используемой для промывки пленок. Тем самым можно, в крайнем случае, отвязать
формный участок от водопровода, если есть проблема проводки труб или не
удовлетворяет качество местной воды.
Малый
формат печатных машин позволяет полностью уйти от ручного монтажа фотоформ. Как
правило, выводиться вся полоса целиком и монтаж в худшем случае сводиться к
позиционированию всего изображения на монтажной пленке. С малоформатными
печатными машинами приобретают реальные черты идеи перехода на самые современные
методы получения печатных форм с помощью оборудования Computer to Plate.
Например, можно рассмотреть более доступные устройства для вывода печатных форм
на полиэфирной основе, вместо CtP-устройств для металлических пластин. В
большинстве случаев на малом формате жесткость этих пластин оказывается
достаточной, чтобы печатать цветную продукцию приемлемого качества. Цена же
специализированных устройств для изготовления полиэфирных форм (например,
Purup-Escofot DPX420 с форматом вывода до 420 x 546 мм, разрешением 3600 dpi,
линиатурой 175 lpi, повторяемостью 25 мкм стоит меньше 90 000$ вместе с
растровым процессором, встроенной перфорацией и проявкой) в несколько раз меньше
полноценных "металлических" CtP (автору вообще неизвестны последние
CtP-устройства, дешевле 300 000$). Можно также рассмотреть вариант использования
в качестве CtP-устройства обычный фотонаборный аппарат, заряжая в него
специальные формные материалы (например, AGFA SetPrint или Mitsubishi
DigiPlate). Основной статьей расходов в случае регулярного изготовления таких
форм будет покупка дополнительного процессора для обработки новых форм, так как
их растворы для проявки и закрепления отличаются от "пленочной" химии.
В
этом разделе, чтобы не повторяться со статьей в предыдущем номере, не будем
подробно говорить о устройстве малоформатных печатных машин, а лишь подчеркнем
преимущества их использования по сравнению с большими машинами.
Про оснащение малоформатных машин подробно говорилось раньше.
Современное малоформатное оборудование способно выдавать более качественную
печатную продукцию, чем большие машины. В частности, это вызвано хотя бы тем,
что выдержать точность изготовления и сборки более габаритных деталей и узлов
технически сложнее. С другой стороны, даже при использовании идеальных
изготовленных больших машин в игру вступают уже погрешности, вызванные
физико-химическими особенностями бумаги. Понятно, что при одинаковой
относительной усадке бумаги из-за силового воздействия, увлажнения и сушки
листов в процессе печатания, абсолютные деформации будут пропорциональны размеру
листа и поэтому расхождения в совмещении цветов на большеформатных оттисках
всегда будут выше.
Первый печатный оттиск на современной малоформатной машине всегда будет получен
быстрее, чем на такой же современной большой машине. Это вызвано различными
факторами: временем изготовления печатных форм, временем смывки красочного
аппарата после предыдущего тиража, продолжительностью подготовки машины к
печати, временем зарядки машины бумагой и краской, наконец. Некоторые модели
машин, например, четырехкрасочная Ryobi 3304HA, оснащенная системой IVS,
автоматической системой смены печатных форм в паре с устройством Compiter to
Plate составляет конкуренцию по оперативности даже цифровым машинам.
Все затраты на производство любой печатной продукции можно
разделить на переменную и постоянную составляющие. И если первая из них
(стоимость краски, бумаги, электроэнергии) в какой то мере пропорциональны
тиражу, то вторая (стоимость изготовления фотоформы и печатной формы,
амортизации оборудования) от тиража не зависит. Поэтому в пересчете на единицу
продукции, чем длиннее тираж, тем больше будет "размазываться" по нему
постоянные затраты, и тем ниже оказывается конечная себестоимость оттиска. С
длинными тиражами в этом плане все хорошо и на маленьких и на больших машинах
(себестоимость практически сводиться к стоимости бумаги и краски), а с короткими
или средними тиражами вырисовывается явное преимущество малоформатных машин.
Во-первых, они позволяют уменьшить себестоимость за счет удлинения тиража, ведь
чем меньше формат листа, тем больше этих же самых листов надо отпечатать, чтобы
выполнить заказ (СНОСКА: Разумеется, сказанное выше справедливо, если печатный
формат машины позволяет разместить необходимые изображения, например, буклеты
или этикетки. Понятно, что при печати плакатов формата А2 таким образом, не
сэкономишь). Во-вторых, при этом соотношение рабочего и вспомогательного времени
печатного оборудования (когда производиться настройка и обслуживание машины) и
плотность загрузки на малоформатных машинах также выглядит предпочтительнее. В
третьих, уменьшаются отходы макулатуры и затраты краски. Даже если предположить,
что машины выйдут на нужный цвет, потратив одинаковое количество листов, то,
пересчитав потери в единицах площади или веса бумаги можно увидеть разницу.
На длинных тиражах при использовании идеальных печатных машин, ее
производительность пропорциональна площади оттиска. Но..., во-первых, нельзя
считать производительность в отрыве от всего остального. Если учесть стоимости
этих машин, то окажется, что вместо одной печатной машины большого формата,
можно купить за те же деньги две машины с вдвое меньшим размером оттиска. Или
одну малоформатную, но с вдвое большим количеством секций. Причем, по
статистике, такое расширение увеличит производительность типографии не в два
раза, а в два с половиной (за счет распараллеливания некоторых работ) или даже в
три раза (например, когда мы увеличиваем количество секций с двух до четырех).
При этом получается выигрыш в стоимости и во всех перечисленных выше параметрах.
Кроме этого, не следует забывать, что дублирование оборудования повысит
надежность типографии в целом.
Во-вторых,
основной упор при создании современных малоформатных машин конструкторы делали
на обеспечении высокой скорости их работы. Благодаря более качественной
конструкции, малоформатные машины способны выдавать стабильно высокое качество
на более высоких скоростях. Например, на собственном опыте установок печатных
машин Ryobi 524HX мы выяснили, что качество продукции на этих машинах не зависит
от скорости и остается таким же высоким даже при максимальных скоростях в 13000
об/час. Heidelberg SM-52 со скоростью 15000 об/час, вообще, уже практически
достиг максимально возможной скорости печати листовых машин. Поэтому ответ на
вопрос, какая техника более производительна: старая большеформатная или новая
малоформатная даже с одинаковым количеством секций отнюдь не однозначен.
В-третьих,
если на типографию, оснащенную малыми машинами нахлынул шквал заказов, то этому
надо радоваться, а не огорчаться. Это все же лучше, чем простаивающее
оборудование. Проблему можно решить, организовав вместо односменной работы
трехсменный режим. Договориться со своими печатниками об сверхурочных за
дополнительную плату все же проще, чем объяснять им о снижении оклада из-за
отсутствия работы. Если же такие "проблемы" встают регулярно, значит это сигнал
о том, что пора расширять парк оборудования.
Об этом параметре уже говорилось выше. Меньшие начальные вложения в
полиграфический комплекс уменьшают срок его окупаемости. Меньшие амортизационные
отчисления снижают себестоимость продукции, что позволяет привлекать новые
заказы в условиях конкурентной борьбы. Малоформатная типография может обеспечить
более устойчивый и надежный бизнеса в стране с непредсказуемой экономикой.
Малоформатная техника требует менее мощного фундамента и ее
легче внести и разместить в подобранном помещении. В нашей работе были случаи
установки печатных машин в подвальных помещениях со сложной системой прохода или
на верхних этажах зданий, что в принципе невозможно сделать с большими
машинами.
Наибольшие
отличия между полиграфическими комплексами на базе малоформатных и
крупноформатных печатных машин сосредоточены на финишном участке. Разница не
только в габаритах машин, отличаются сами способы обработки продукции. Например,
книжно-журнальную продукцию, вместо по-тетрадной технологии (собственно, какая
тетрадь может быть получена из оттиска формата А3+), изготавливают полистной
подборкой. В этом случае вообще отпадает необходимость в больших модульных
фальцевальных аппаратах. Использование вертикальных башенных листоподборочных
комплексов позволяет экономить на площади, занимаемой финишным участком.
Конечно, получение таким способом книг в твердом переплете затруднительно, но
брошюры и книги в мягком переплета или на скрепках будут идти на ура.
Главным
преимуществом малоформатного финишного участка, также как и формного, является
его большая рентабельность. Экономия получается буквально на всем: на стоимости
оборудования, занимаемых площадях, затратах на персонал, электроэнергию и т.п.
Опять же можно предвидеть, что и загрузка меньших по размерам машин будет более
равномерной.
Даже
при производстве этикеток, которые не требуют большого парка финишного
оборудования, можно сэкономить, купив один дешевый резак большого формата для
первоначальной разрезки бумаги и второй, более совершенный (программируемый, с
автозагрузкой и выгрузкой и т.п.), для окончательной подрезки продукции. Это
обойдется дешевле, чем тратиться на современную бумагорезальную машину большого
формата.
Одним
из отличительных особенностей малоформатного оборудования является его удобство
и простота управления. Как правило, для обслуживания машины вполне достаточно
одного печатника, который будет успевать следить за качеством продукции,
обслуживать машину, подгружать бумагу и краску в машину и т.п. Новая технология
позволяет шире использовать цифровые методы обработки заказа, которые не
ограничиваются изготовлением форм с компьютера. Данные об изображении с
компьютера, на котором осуществляется верстка, могут использоваться для
автоматической настройки зональной подачи краски в каждой секции офсетной
печатной машины (рис. 1).
Рис 1. Схема работы современной типографии
Современное
оборудование предполагает быстрое выполнение даже больших заказов. А оперативное
производство предполагает меньшее количество промежуточных согласований,
электронное отслеживание процесса выполнения заказа. Здесь нет нужды в
многократных утверждениях операционных карт и других документов, отсутствует
ступенчатый многократно дублируемый разными сотрудниками контроль промежуточных
стадий производства и т.п. Часто в современных печатных салонах, оснащенных
малоформатными печатными машинами, ход выполнения заказов контролирует один
человек (обычно управляющий производством). Он отвечает за весь процесс, начиная
с момента приемки заказа, и заканчивая моментом выдачи продукции, и руководит
действиями своих сотрудников. Все это позволяет не только сократить количество
персонала по сравнению с традиционными типографиями, но и улучшить качество и
продуктивность их работы. Когда на производственном участке только один
ответственный, всегда есть с кого спросить. В случае непредвиденных осложнений
он может прямиком связаться с управляющим, который имеет полномочия оперативно
решить вопрос, при необходимости согласовав вопрос с клиентом.
Руководство
предприятия может себе позволить платить хорошие зарплаты небольшому штату
сотрудников. Это с одной стороны заставляет последних держаться за свои места и
работать на совесть, а с другой позволяет руководству подобрать
высококвалифицированный рабочий коллектив.
Про
обучение персонала можно говорить много и долго. В частности, этой теме были
посвящены наши статьи в других журналах. Здесь скажем лишь одно, современное
оборудование уже не требует, чтобы печатник имел многолетний опыт работы и был
семи пядей во лбу. И в этом плане малоформатные машины имеют преимущество перед
большим оборудованием, даже если оно будет одного года выпуска. Старое
крупноформатное оборудование требует профессионального подхода и опытного
обслуживающего персонала по определению (у неопытного просто ничего не
получиться), к новой же машине неопытного сотрудника никто не подпустит хотя бы
по тому, что она слишком дорого стоит. В этом плане к оператору малоформатной
машины предъявляются меньшие требования, он может не иметь полиграфического
образования. Более того, в нашей практике были случаи, когда проблемы с
обучением были наоборот у старых мастеров, которых было очень сложно приучить к
новому подходу к современной технике. Достаточно, если кандидат будет просто
ответственным и трудолюбивым человеком, всему остальному он научиться в процессе
эксплуатации оборудования. Конечно, печатная машина, не ксерокс и работа
печатника все равно требует от него некоторого искусства. Но, как показывает наш
опыт, обучить ремеслу печатника на малоформатной печатной машине можно любого
смышленого человека практически с нуля за несколько дней, хотя раньше для этого
требовалось несколько лет. Например, за последние годы нам удалось приобщить к
этой профессии таких первоначально далеких от полиграфии людей, как чабан,
учитель, прапорщик, гинеколог, бухгалтер, судовой кок и т.п. И некоторые из них
впоследствии даже получали грамоты на центральных выставках за качество своей
работы.
Из
предыдущих глав следует вывод - покупка малоформатных машин на данный момент
рациональнее, чем крупноформатных (если конечно не планируется бизнес только на
производстве плакатов большого формата). Вообще, сейчас для таких покупок
достаточно удобный момент. Во-первых, малоформатные машины достигли технического
совершенства и уже сейчас не уступают большим собратьям. Они также надежны и
долговечны, могут иметь до шести печатных секций плюс отдельные секции
лакирования (в том числе и УФ способом). Насыщенность конструкции современных
машин новыми конструкторскими решениями и автоматизация рабочих процессов (смена
форм, смывка, контроль за водно-красочным балансом, качеством продукции,
настройкой на печатаемое изображение и бумажный лист) также не хуже, чем у
лучших крупноформатных машин. Например, фирма Heidelberg использует одну и ту же
систему электронного управления и для машин Speedmaster 102, и для 52 модели.
Автору неизвестно ни одно конструкторское решение, которое будучи в больших
машинах, отсутствовало в малом офсете.
Во-вторых,
несмотря на то, что прогресс невозможно остановить, можно предвидеть, что в
ближайшее время в области листового офсета он несколько замедлится. Обратите
внимание, за последние пять лет средняя скорость работы машин удвоилась и
достигла значений 13000 - 15000 об/час, что уже близко к теоретическому пределу
для существующих печатных материалов (при больших скоростях трудно избежать
деформации либо отскока листов бумаги о передние упоры). И сейчас каждое
последующее увеличение скорости требует очень серьезных изменений в конструкции
и, следовательно, значительного возрастания стоимости машины. Что, в конечном
итоге, может свести на нет все преимущества модернизации. Следующий путь
развития - автоматизация оборудования - привел к тому, что за те же пять лет
среднее время подготовки к печати тиража на четырехкрасочных машинах (KBA
Planeta, Heidelberg MO) с двух часов сократился до 15-20 минут (Speedmaster,
Ryobi HX). Если даже предположить, что в ближайшем будущем конструкторам удастся
улучшить этот показатель еще вдвое, то и тогда польза оттого, что мы выиграем
дополнительные 10 минут на каждой такой операции, не идет ни в какое сравнение с
ранее полученным выигрышем в полтора часа. Поэтому устаревания современного
оборудования в будущем можно не бояться, оно уже не будет столь существенным,
как у машин, выпущенных десять лет назад.
В-третьих,
малоформатным машинам можно пока не бояться конкуренции со стороны смежных
технологий. Существующие цифровые печатные машины (Xeikon, Indigo, Quickmaster
DI) еще достаточно сырые и, по крайней мере, в показателях рентабельности,
качестве и надежности они еще очень далеки от традиционного офсета. А вот
большим листовым машинам уже сегодня приходиться бороться за место под солнцем.
Их начинают довольно сильно теснить современный рулонный офсет и узкорулонная
флексография, которые претерпевают пору бурного развития.
Малогабаритные
8-ми полосные рулонные офсетные машины формата tabloid (что примерно
соответствует нашему А3) с максимальной автоматизацией рабочих процессов,
имеющие на порядок большую производительность, уже не намного превышают по
стоимости большие восьми секционные листовые машины класса Speedmaster 102,
Rapida 104 или Rolland 700. Развитие ролевого офсета проходит под знаком
непрерывного совершенствования автоматизации всего печатного процесса: создаются
замкнутые системы управления приводкой, подачей краски и увлажняющего раствора.
Современная ротация использует безкарданный привод, который позволяет более
точно согласовывать фазы вращения на всех секциях во время печатания и проводить
одновременную смену форм на всех печатных секциях, синхронизируя угловое
положение каждого формного цилиндра; автоматические системы предварительной
настройки машины к печати; обычные и компьютеризированные пульты управления;
бесконтактные щеточные или пленочные спиртовые системы увлажнения; рециркуляцию
увлажняющего раствора; механизмы безостановочной загрузки машины бумагой;
изготовление форм на устройствах Computer to Plate и т.п. Для закрепления краски
на продукции вылетающей из таких машин со скоростями 50 000-60 000 экз./час
применяются различные способы сушки (системы открытого пламени, горячим
воздухом, ИК лампами и т.п.). Встроенные автоматические брошюровочные комплексы
с резкой, фальцовкой, гуммированием, проклейкой, нумерацией и перфорацией
отпечатанной продукции позволяют превратить такую машину в агрегат для выпуска
готовой продукции. Рулонное оборудование способно более рентабельно, чем
листовые машины, производить даже очень маленькие (вплоть до 3000 экз.) тиражи
цветной книжно-журнальной или газетной продукции.
С
другой стороны, производство этикеток очень большими тиражами, которые всегда
были прерогативой крупноформатного листового офсета, постепенно мигрирует на
узкорулонное флексографское оборудование. Современная флексография, несмотря на
гораздо меньшую стоимость оборудования, уже мало уступает по качеству
традиционному офсету. Достоинством флексографских машин также является их
агрегатированность. На этих машинах одновременно могут быть установлены секции
офсетной, флексографской, высокой, трафаретной печати и т.п. Помимо печати, на
них продукция может проходить и необходимую финишную обработку (резку, высечку,
биговку, перфорацию, тиснение, проклейку, сборку коробок и т.п.).
На
взгляд автора покупать современное малоформатное оборудование стоит, даже если
для этого нет свободных средств и единственный способ их получения заключается в
продаже старых больших машин. В этом случае экономический выигрыш получается,
из-за обмена простаивающего оборудования новыми машинами, у которых за счет
лучшего качества продукции и рентабельности больше шансов быть загруженными.
Теперь коснемся потерь такого обмена. Как говорилось выше, современное
малоформатное оборудование отличается от старого крупноформатного не только
техническими параметрами. Различия более глобальны. Недаром приверженцы той или
иной техники в упор не видят позиции противоположной стороны. Владельцам
печатных салонов оперативной полиграфии сложно объяснить, как использовать более
габаритное оборудование. Они лучше купят десять малоформатных машин, чем
задумаются увеличить формат. С другой стороны, руководители региональных
государственных типографий с целыми парками простаивающих Доминантов и Планет
даже мысли не допускают, что можно купить какое-нибудь другое новое
оборудование, кроме Speedmaster 102. Неважно, что на покупку такой машины
никогда не заработать денег, а если и удастся выцарапать средства сверху, то их
невозможно будет отработать (в лучшем случае в ближайшие годы удастся погасить
кредитную часть платежа). Зато фамилия руководителя, обновившего парк
оборудования таким образом, надолго зафиксируется в памяти людей и на доске
почета предприятия.
Конечно,
позиции обеих сторон вполне понятны. Если сторонники малоформатных машин
обоснованно боятся того, что увеличение формата печати потянет полную
перестройку всего парка оборудования типографии, и придется менять ФНА, финишное
оборудование (резаки, фальцовки, подборки...), что потребует значительных
средств. То их оппоненты не понимают, куда им придется девать при покупке
современного малоформатного оборудования громоздкие отделы планирования, штаты
технологов, контролеров, наладчиков, помощников печатников и другие
вспомогательные службы. Ведь везде работают свои люди, с которыми был съеден не
один пуд соли. Например, в одной дальневосточной типографии, вновь пришедший
руководитель пошел по этому пути и сделал ставку на малоформатное оборудование.
Что сразу же повлекло за собой уменьшение штата типографии почти на порядок.
Конечно, при этом объем и качество выпускаемой продукции только возросли, и
оставшиеся сотрудники стали вовремя получать увеличившиеся зарплаты, но все
равно сокращенных людей жалко.
В
заключении мы хотели бы коснуться ситуации с новым оборудованием в нашей стране.
Конечно для многих региональных типографий этот вопрос хоть и насущный (по
некоторым статистическим данным, страна на 70 процентов печатает еще высоким
способом), но очень далекий от реализации (денег нет, и не будет). Здесь мы
показываем читателям один из теоретических путей дальнейшего совершенствования
типографий. Ведь приобщение к мировому прогрессу реальнее начать с помощью
качественной малоформатной машины, чем несбыточной мечтой об элитной
крупноформатной машине с звонкой маркой.
В
свое время, железный занавес, много лет отделяющей нашу страну от внешнего мира,
сыграл в чем-то положительную роль, не пустив первые еще сырые разработки
импортного оборудования. В результате, качественный подъем всей полиграфии в
нашей стране (1993-98 годы) как раз пришелся на время западного бума
малоформатного оборудования. И многие предприниматели смогли купить самое
современное оборудование, работающее по новой технологии. Конечно жаль, что
всплеск развития малоформатного оборудования в мире был незамечен нашими
производителями. У нас была реальная возможность встать в впереди поезда
прогресса, а не повторять по шагам все ходы иностранцев, опаздывая с каждым
шагом на пару десятилетий. Жаль, что в 90-тых годах была куплена лицензия на
чешское оборудование, а не на более современное японское или американское, и в
России начали производить изначально морально устаревшие ПОЛы. Уверен, что более
дорогая лицензия окупилась бы за счет популярности качественных машин.
Многие
видят в экономическом кризисе предпосылки для роста отечественной
промышленности. Возможно, это так и будет, по крайней мере, некоторые
издательства после прошлогоднего августа перестали печататься за границей из-за
резко увеличившейся цены на тамошние услуги в рублях. Будем надеяться, что
отечественная полиграфия все же встанет на ноги, и типографии будут оснащаться
современным оборудованием. Главное, чтобы этим процессом руководили люди, у
которых глаза не зашорены сложившимися десятилетиями традициями. И при принятии
серьезных решений, каждую задачу просчитывали и с экономической стороны.
Марсель Шарифуллин август, 1999 г.
Оригинал статьи находится здесь: http://poligraph.chat.ru/small2.htm
|
|
|