|
|||||||
|
Николай Волков
|
Единица измерения | Соотношение | |
с единицами типографской системы | с миллиметром при наборе | |
Пункт | 1/48 квадрата | 0,353 |
Квадрат | 48 пунктов | 6,9-17 |
Нонпарель | 6 пунктов | 2,15 |
Петит | 8 пунктов | 2,82 |
Корпус | 10 пунктов | 3,53 |
Цицеро | 12 пунктов | 4,24 |
Шрифт-это набор символов определенного размера и рисунка (например, полужирный шрифт New Baskerville размером 10 пунктов).
Большую часть шрифтов можно разделить на четыре группы: шрифты с засечками, или антиква (serif), шрифты без засечек, или гротески (sans serif), декоративные (decorative) и рукописные (script).
Ниже приведены образцы некоторых широко распространенных в DTP шрифтов:
Для каждого шрифта существует несколько вариантов начертания: нормальное (plain), курсивное (italic), жирное (bold) и жирное курсивное (bold italic). Различные варианты начертания некоторого шрифта всех возможных размеров (кеглей) объединяются в одно шрифтовое семейство или гарнитуру.
Ниже приведен пример различных начертаний гарнитуры Таймс:
Times Plain
Times Italic
Times Bold
Times Bold Italic
Конечно, это далеко не все возможные начертания, однако эти начертания обязательно присутствуют во всех гарнитурах. Кроме них можно назвать такие широко распространенные начертания, как: светлое (light), суперсветлое (extra light), полужирное (demi bold), супержирное (extra bold), сжатое (compressed или condensed). Существует и множество других, для которых иногда даже нет общепринятого наименования.
В зависимости от пропорций знаков шрифт может быть сжатым (condenced), нормальным (normal) и широким (expanded). Реализация сжатого шрифта некоторой гарнитуры как отдельной разновидности в DTP-системах скорее исключение, чем правило. В подавляющем большинстве сжатые шрифты получаются средствами самой DTP-системы - путем пропорциональной деформации. Причем такая деформация может представлять собой не обязательно сжатие - строятся и растянутые начертания.
Одной из интересных возможностей оформления любых шрифтов является построение контурных литер (Outline-эффект). В DTP-системах реализована также возможность создания теневого (Shadow) эффекта для любых шрифтов.
Эти и многие другие эффекты реализуются компьютером путем модификации стандартных шрифтов по определенным алгоритмам.
Среди других, часто используемых оформительских операций, можно назвать следующие: подчеркивание и двойное подчеркивание, перечеркивание, смещение текста относительно нормального положения строки и разнообразные их комбинации.
Размером шрифта называется расстояние между верхней и нижней шрифтовыми линиями. Обычно размер шрифта (кегль) выражается в пунктах.
Визуальное определение размера шрифта представляет сложность только для начинающих пользователей DTP-систем. Даже после непродолжительной работы пользователь приобретает опыт и через некоторое время распознает практически безошибочно большинство кеглей часто используемых гарнитур.
На следующей иллюстрации изображены несколько кеглей одной гарнитуры:
Существуют специфические наименования для отдельных кеглей, также «унаследованные из прошлого»: бриллиант (3 пункта), диамант (4 пункта), перл (5 пунктов), нонпарель (6 пунктов), миньон (7 пунктов), петит (8 пунктов), боргес (9 пунктов), корпус (10 пунктов), цицеро (12 пунктов), миттель (14 пунктов), терция (16 пунктов), текст (20 пунктов).
Каждый шрифт имеет свой общий тон или насыщенность - чисто визульный параметр, который характеризует, как будет выглядеть конкретный шрифт на странице. Он может быть светлым или темным. Насыщенность меняется в зависимости от вида шрифта и начертания, равномерности расположения текста.
Шрифты одного и того же кегля могут иметь различную емкость, т.е. в одной строке может помещаться различное количество знаков. В некоторых книгах по типографике приводятся таблицы емкости шрифтов для определения среднего количества знаков для разных кеглей в строках различного формата. Я бы не советовал их использовать, т.к. параметры одного и того же шрифта меняются в зависимости от производителя. Более приемлемым способом является самостоятельное определение емкости. Для этого наберите колонку текста и сделайте ее дубликаты для шрифтов, которые вы собираетесь использовать.
На рисунке ниже один и тот же текст набран одним кеглем, но имеет для разных шрифтов свою емкость и насыщенность:
Для каждой группы изданий хорошо бы найти определенный набор гарнитур. Но это не значит, что вы должны ограничиться лишь несколькими шрифтами. Выбирайте больше гарнитур, чем требуется для одного документа, - это расширит ваши творческие возможности.
Общим принципом является применение гарнитур с засечками для основного текста и рубленых - для заголовков и других элементов. Но нет правил без исключений. В одном документе можно ограничиться только рублеными гарнитурами, в другом-только с засечками. Надо только учитывать, что текст, набранный рубленым шрифтом, труднее читать; особенно это касается больших объемов.
Ниже приводятся несколько простых советов по использованию шрифтов:
Для
основного текста используйте прямое светлое начертание шрифта.
При
выборе шрифта (особенно это касается очень светлых гарнитур) определите, на
каком устройстве будете выводить ваш документ. Дело в том, что лазерные принтеры
печатают буквы более толстыми, чем они получаются на фотонаборных автоматах,
причем чем хуже разрешение принтера, тем толще получаются буквы. В любом случае,
прежде чем принимать решение, просмотрите пробные отпечатки.
Для
заголовков и подзаголовков применяйте более жирное начертание. Избегайте одинаковых
гарнитур для заголовков и основного текста. С другой стороны, для заголовков
и подзаголовков лучше использовать схожие гарнитуры; это же касается тех случаев,
когда в основном тексте существует несколько гарнитур.
Если
заголовок занимает более трех строк, гарнитура должна быть равна по насыщенности
основному тексту. Если гарнитуры заголовка и текста совпадают, отделите заголовок
от текста. Используя полужирное начертание шрифта для первых слов заголовка,
вы как бы даете шапку, а набор курсивом поможет отделить заголовок от основного
текста, не отвлекая внимания. Если заголовок занимает менее трех строк, эффектно
смотрится гарнитура более солидного вида, чем у основного текста.
Старайтесь
не применять на полосе более трех различных гарнитур, а обходитесь различными
начертаниями одной гарнитуры в элементах документа (заголовках, основном тексте,
шапках и др). Однако некоторые гарнитуры очень похожи между собой, и вы можете
использовать их как варианты одной гарнитуры.
Курсив
отлично смотрится в шапках, строчках с фамилиями авторов, боковых заголовках
и заголовках-форточках.
|
||||||
|