DTP.OBZOR - Настольные издательские системы   DeskTop Publishing, или Настольные издательские системы
   
 
   
DeskTop Publishing
В НАЧАЛО КАРТА САЙТА КНИГИ ПРОГРАММЫ ОБОРУДОВАНИЕ
 
   
Desktop publishing, или Настольные издательские системы Desktop publishing, или Настольные издательские системы [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

   Умудрение опытом

[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]
Калибровка монитора и принтера [an error occurred while processing this directive]

     
    [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

Калибровка монитора и принтера



Калибровка монитора

Монитор является самым информативным инструментом, позволяющим наиболее точно увидеть те оттенки цветов, которые будут напечатаны. Цветной принтер, позволяющий адекватно отображать цвета, стоит пока очень дорого и не для всех доступен. Поэтому, лучше всего определять качество будущего изображения по монитору.

Калибровка монитора выполняется либо при помощи внешней системы, когда на экране крепится фотоэлемент, а затем запускается специальная программа, калибрующая видеокарту, либо программой, которая включена в диалог Color Settings/Monitor Setup программы Adobe PhotoShop. (Более подробно см. в статье "Калибровка")

В первом случае видеокарта должна быть калибрующейся и иметь вход для калибратора. Фотоэлемент подсоединяется к гнезду видеокарты, затем запускается программа калибровки, которая определяет место на мониторе, где необходимо прикрепить фотоэлемент. Далее программа просит указать гамму монитора, температуру свечения белой точки и оттенок самого белого и самого черного цветов. Собственно калибровка происходит автоматически.

Калибровка монитора при помощи диалога Monitor Setup более удобна, так как позволяет настраивать монитор, сравнивая экранное изображение с оригиналом и корректировать оттенки визуально. Еще одно его преимущество - то, что не требуется калибруемой видеокарты.

Параметры окна настройки монитора имеют следующее значение:

Monitor (монитор)

В идеальном случае этот список позволяет вам выбрать конкретнее модель монитора и установить ее параметры в соответствии с рекомендациями фирмы-производителя. Если вы не можете найти в списке именно тот монитор, который установлен у вас, постарайтесь подобрать модель, выпускаемую той же фирмой и отличающуюся от вашей только размером экрана, если и это вам не удастся, вам придется выбрать из этого списка пункт Other (Прочие).

Учтите, что различные модели мониторов одной и той же фирмы могут существенно отличаться друг от друга качеством изображения, частотой развертки, технологическими особенностями и другими параметрами. Поэтому подойдите к вопросу указания типа монитора очень внимательно и осторожно.

Gamma (гамма)

Это значение описывает среднюю яркость экранных цветов. Меньшие значения (до 0.75) делают изображение более темным, большие (до 3.00) - более светлым. Идеальное значение гаммы равно примерно 1,80. White Point (Белый Цвет). Это значение описывает максимальную цветовую температуру самого яркого цвета, который может быть воспроизведен вашим монитором. Значение отсчитывается по шкале Кельвина и соответствует температуре, при которой так называемое «абсолютно черное тело» становится белым. Точное значение этого параметра можно выяснить у фирмы-производителя монитора или при помощи специального устройства - например, такого как цветоанализатор Minolta CRT Color Analyzer CA-100 стоимостью $10.000.

Phosphos (кинескоп)

Это меню предназначено для установки типа экрана вашего монитора. При работе с телевизионными мониторами следует выбирать пункт NTSC, во всех остальных случаях правильное значение определяется документацией на монитор.

Ambient light (освещенность)

Этот пункт позволяет указать, насколько ярко освещен ваш монитор внешними источниками света. В темных помещениях (значение Low) программа PhotoShop делает изображение менее ярким, а в светлых (значение High) - увеличивает его яркость.

Калибровка в диалоге Gamma происходит следующим образом:

  • установите монитор в таком месте, где на него не падал бы прямой цвет. Желательно защитить монитор козырьком, чтобы верхнее освещение не падало на экран. Монитор необходимо подержать включенным не менее получаса для того, чтобы он прогрелся;
  • выберите изображение, по которому будет осуществляться калибровка. Оно должно иметь как можно больше оттенков;
  • задайте в контрольной панели цвет рабочего стола нейтрально-серым (50%) для того, чтобы не нарушалось цветовое восприятие изображения, откройте файл и вручную выставите желаемую яркость и контрастность, сравнивая изображение на мониторе с оригиналом;
  • откройте диалог Monitor Setup;
  • укажите тип монитора, значение гаммы (рекомендуется 1,8), температуру свечения белой точки, тип используемого люминофора (или координаты красного, синего и зеленого цветов по системе CIE, которые обычно указываются на коробке монитора или в сопроводительной документации), а также степень освещенности рабочего помещения: низкую, среднюю или высокую. Имейте ввиду, что лучший результат получается при работе в затемненных помещениях с равномерно рассеянным светом;
  • в опциях Monitor Setup выберите Calibrate, откройте соответствующий диалог и расположите его так, чтобы он не закрывал файл калибровки, но и не заходил за пределы экрана. В диалоге Calibrate указывается значение гаммы для работы с изображением. Обычно оно принимается равным 1,8, что наиболее точно соответствует восприятию человеческим глазом напечатанного изображения. Затем ползунком устанавливается значение баланса серого цвета так, чтобы меняющие цвет серые прямоугольники максимально приближались по яркости к контрольным серым прямоугольникам, не меняющим своего оттенка. После этого включается позиция White Pt и тремя ползунками задается цвет бумаги, на которой будет напечатано изображение. Позиция Black Pt настраивает черный цвет. Опция Balance позволяет настроить цветовой баланс по максимальной приближенности к серому цвету. В случае необходимости еще раз корректируется значение гаммы. Диалог Gamma оснащен командой Preview, позволяющей изменить изображение в соответствии со сделанными установками.

Закончив настройку параметров монитора, нажмите на клавишу Enter. Программа PhotoShop автоматически скорректирует изображение на экране в соответствии с установленными вами значениями.

Описанная процедура служит для первичной настройки монитора и ориентирована на режим RGB. В дальнейшем монитор настраивается путем сравнения экранного изображения с пробным печатным оттиском.

Калибровка принтера

Для того, чтобы ваше изображение было правильно воспроизведено при печати в типографии или в сервисном центре, вы должны установить различные параметры принтера с помощью диалога Printing Inks Setup программы Adobe PhotoShop. Как и параметры монитора, параметры красок для печати (Printing Inks Setup) являются технически сложными и могут быть правильно установлены только при помощи профессиональных специалистов из типографии, услугами которой вы пользуетесь.

Приведенное ниже описание кратко познакомит вас с их назначением.

Ink colors (цвета красок)

Установки Ink Colors диалога Printing Inks Setup позволяет выбрать тип печатной краски и тип бумаги. SWOP - американская система печати, Eurostandart - европейская. Coated обозначает печать на мелованной бумаге, Uncoated - обыкновенной офсетной, Newsprint - газетной. Изменение набора красок приводит к автоматическому изменению параметров раcтискивания и баланса серого.

Dot gain (растискивание)

Краска, попадая на бумагу, немного расплывается и впитывается. Растровая точка незначительно, но увеличивается в размерах, соответственно цвет меняет свой оттенок. Это явление называется растискиванием точки. Растискивание точки различно при печати на разной бумаге. Оно максимально при печати на бумаге низкого качества (газетная, типографская) и минимальна для глянцевой и мелованной. Наибольшее значение растискивания точки приходится на средние тона (40-50%). Установка растискивания точки в диалоге Printing Inks Setup компенсирует этот эффект для монитора, позволяя увидеть изображение в режиме CMYK таким, каким оно будет напечатано. Например, подготавливая изображение для печати на газетной бумаге, вы можете ожидать, что точки растра «расплывутся» на 30%). Указав это значение программе PhotoShop, вы заставите ее автоматически скорректировать интенсивность цветов, так чтобы они были правильно переданы на бумаге.

Для определения коэффициента растискивания опытным путем можно провести небольшое исследование, состоящее из следующих операций:

  • вывести на фотонаборный автомат плашку, содержащую 50% серого цвета. При этом фотонаборный автомат должен быть откалиброван;
  • сделать в типографии оттиск на той бумаге, которая будет использоваться при печати;
  • готовый оттиск проверить денситометром. Разница между показанием денситометра и значением 50 и будет равна коэффициенту растискивания точки;
  • для проверки калибровки фотонаборного автомата достаточно вывести на нем ту же плашку и исследовать ее денситометром на просвет. Отклонение в показаниях не должно превышать 2-3%, в противном случае необходимо откалибровать автомат.

Gray balance (баланс серого)

В идеальном случае серый цвет образуется при смешивании равных количеств синей, пурпурной, желтой и черной краски. На практике это может оказаться не совсем так - например, из-за загрязнения или неправильного подбора краски. Вы можете компенсировать образующееся при этом искажение цветов, указав в поле Gray Balance новые значения (от 0.50 до 2,00). Точные значения можно определить только путем консультации со специалистами вашей типографии. Нередко, особенно при использовании UCR-метода цветоделения, изображение начнет «синить». Компенсировать данное явление позволяет баланс серого цвета, т.е. увеличение или уменьшение какой-либо краски в нейтральном сером цвете.

Проверить качество цветового баланса легче всего при помощи таблицы, которую несложно изготовить в программе PhotoShop.

Создайте файл CMYK и сделайте 12 прямоугольников, залитых разными оттенками серого из цветовой палитры программы PhotoShop, затем отпечатайте эту шкалу в типографии на соответствующей бумаге. Затем, визуально исследовав оттиск, определите, какую краску необходимо ограничить, и введите поправку в окно Gray Balance, соответствующее данной краске.

Use dot gain for grayscale images (растискивание в полутоновых изображениях)

Когда этот пункт выключен, указанное вами значение растискивания учитывается только при печати цветных изображений. В ряде случаев растискивание необходимо учитывать и при печати полутоновых изображений. При этом интенсивность серого цвета будет соответствующим образом изменяться. Рекомендуется включать этот пункт только, если вы хорошо представляете себе предполагаемый результат и способ его достижения. Во всех остальных случаях, лучше оставить его выключенным.

 


 
 
 

© Студия «Зина дизайн», Луганск, 1999-2005